9. На схеме организации транспорта и улично-дорожной сети показываются: классификация дорог и улиц; организация движения транспорта на сложных транспортных узлах с пересечением движения в разных уровнях; хозяйственные проезды и скотопрогоны; сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств (в том числе подземные); остановочные пункты всех видов общественного транспорта; транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты, тоннели, пешеходные переходы); основные пути пешеходного движения.
10. На схеме размещения инженерных сетей и сооружений показываются: существующие сохраняемые, реконструируемые, ликвидируемые и проектируемые трассы внемикрорайонных сетей и сооружений водопровода, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телевидения, радио и телефона, места присоединения этих сетей к городским магистральным линиям и сооружениям; размещение пунктов управления системами инженерного оборудования; существующие и проектируемые крупные подземные сооружения.
11. На схеме вертикальной планировки и инженерной подготовки территории показываются: вертикальная планировка территории (существующие и проектные отметки по осям проезжих частей в местах пересечения улиц и проездов и в местах перелома продольного профиля, проектные продольные уклоны); проектируемые мероприятия по инженерной подготовке территорий (организация отвода поверхностных вод), сооружения инженерной защиты территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
12. При разработке проектов планировки для территорий сложных в градостроительном отношении в составе проекта планировки по договоренности с заказчиком могут выполняться эскиз застройки территории, макеты планировки и застройки в объеме и масштабе, установленными заданием на разработку проекта планировки.
13. Пояснительная записка должна содержать данные об эколого-градостроительной ситуации и природно-климатических условиях, существующем использовании территории, состоянии фонда жилых и общественных зданий, памятников истории и культуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства территории; обоснования проектных архитектурно-планировочных решений, развития инженерной и транспортной инфраструктур; предложения по организации социального и культурно-бытового обслуживания населения; распределение территории по формам собственности; предложения по режиму использования зон охраны памятников истории и культуры, последовательности осуществления мероприятий, предусмотренных проектом; основные технико-экономические показатели и иные обоснования проектных решений.
14. Обязательными положениями проекта планировки являются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- поперечные профили улиц и магистралей;
- параметры улиц, проездов, пешеходных зон, сооружений и коммуникаций транспорта (включая места хранения автотранспорта);
- параметры инженерной и социальной инфраструктур и благоустройства территорий;
- границы земельных участков и предложения по установлению публичных сервитутов (при разработке проектов межевания в составе проектов планировки);
- плотность и параметры застройки;
- размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения;
- территории общего пользования;
- меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне;
- иные положения, устанавливаемые заданием на разработку проекта планировки.
15. Утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки); а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проектов межевания территорий; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений; выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков.
3.2.2 Проект межевания территорий
1. Проект межевания территорий разрабатывается для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.8
Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.
2. Проекты межевания территорий могут разрабатываться в составе проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений и проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.8
3. При разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:
- границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;
- границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;
- межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.
4. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом фактического землепользования, градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий.
Если в процессе межевания территорий выявляются территории, размеры которых превышают установленные градостроительные нормативы, такие территории выделяются для строительства объектов недвижимости при условии соответствия образовавшегося земельного участка градостроительному регламенту.8
5. На территориях, подлежащих застройке, размеры земельных участков определяются в соответствии с действующими градостроительными нормативами, нормами предоставления земельных участков и градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки.
В случае, если размеры ранее предоставленного земельного участка меньше размеров, установленных градостроительными нормативами или нормативным правовым актом органа местного самоуправления, то в процессе проектирования размеры данного участка могут быть увеличены до нормативных размеров при наличии свободных земель.
6. При разработке проекта межевания территорий в границы земельных участков включаются территории: под зданиями и сооружениями; проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям; открытых площадок для временного хранения автомобилей; придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей; хозяйственных площадок; физкультурных площадок; резервных территорий.
7. Для территориальных зон промышленной и коммунально-складской застройки границы земельных участков предприятий и иных объектов определяются с учетом количества работающих, технологии производства, грузооборота и других характеристик существующих и размещаемых объектов, исходя из минимально допустимых размеров земельных участков и нормативной плотности застройки площадок предприятий.
При значительном превышении нормативного размера земельного участка, занимаемого отдельным предприятием, при установлении его границ размер занимаемого участка может быть уменьшен до нормативного размера при соответствующем обосновании.
8. При установлении размеров и границ земельных участков в зонах исторической застройки учитываются исторические границы домовладений, определяемые на основе архивных данных, историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры.
9. Для сложившихся и вновь формируемых объектов недвижимости, находящихся в собственности нескольких организаций, выделяется единый земельный участок, размер и границы которого устанавливаются в соответствии с основным функциональным назначением объекта. При этом за отдельным землепользователем условно закрепляется часть участка, пропорционально занимаемой полезной площади здания без закрепления границ в натуре.
10. Границы земельных участков под временные торговые точки устанавливаются на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией, исходя из минимальных размеров их участков (площадь, занимаемая самими строениями и зоны хозяйственного обслуживания). При этом пешеходная зона, подъезды и другие элементы территорий общего пользования не включаются в границы.
11. При разработке проекта межевания уточняются публичные сервитуты, в соответствии с которыми землепользователи обязаны обеспечить: безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры); возможность размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; возможность доступа на участок представителей соответствующих служб для ремонта объектов инфраструктуры и других целей.
12. Проекты межевания разрабатываются в составе графических и текстовых материалов.
13. Графические материалы выполняются в масштабе 1:500 - 1:2000 и включают в себя план фактического использования территории и проект межевания территории, на которых указываются красные линии, границы земельных участков, контуры зданий и сооружений, существующие и проектируемые территории общего пользования, публичные сервитуты.
14. Пояснительная записка содержит характеристику территории, на которую осуществляется межевание; сведения об использованных материалах по установлению границ земельных участков и особенностях межевания; перечень публичных сервитутов; обоснования принятых решений.
15. При разработке проектов межевания учитываются красные линии, опорные (дежурные) планы территорий городов и других поселений, регистрационные планы подземных инженерных коммуникаций и атласы геологических выработок.
16. Обязательными положениями проекта межевания территорий являются:
- границы земельных участков;
- предложения по установлению публичных сервитутов.
17. Проекты межевания территорий в виде графических и текстовых материалов является основанием для выноса в натуру (на местность) границ земельных участков, установления публичных сервитутов, выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков и формирования объектов недвижимости.
3.2.3 Проект застройки
1. Проект застройки разрабатывается для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений в границах установленных красных линий или границах земельных участков.9
Проекты застройки разрабатываются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными регламентами правил землепользования и застройки.
В составе проекта застройки может разрабатываться проект межевания территорий.
2. Проекты застройки разрабатываются по заказу органов местного самоуправления или застройщика по согласованию с органами местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные требования к проектам застройки в соответствии с местными условиями, в том числе требования к проектированию и строительству в зонах охраны памятников истории и культуры, озеленению территорий, размещению архитектурных объектов малых форм, рекламы, вывесок и другой визуальной информации и иные требования.
4. Проект застройки выполняется в одну или две стадии:
- проект со сводным расчетом стоимости (проект);
- рабочая документация на объекты строительства в границах квартала, микрорайона, земельного участка или по этапам реализации проекта с определением объемов работ и их стоимости.
5. Проект застройки разрабатывается в составе графических и текстовых материалов. Графические материалы проекта разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры.
6. На генеральном плане застройки показываются все сохраняемые, реконструируемые и проектируемые здания и сооружения, участки зданий социального и культурно-бытового обслуживания населения, территории отдыха, спорта и другого назначения, проезды и пешеходные проходы, зеленые насаждения, этапы реализации.
На чертеже генерального плана застройки приводится ситуационный план в масштабе 1:5000, на котором показывается размещение проектируемой застройки в планировочной структуре поселения.
Примечание - В случае, если проектируемый первоочередной комплекс застройки или группа жилых и общественных зданий являются частью микрорайона (квартала) в целях выявления архитектурно-планировочной структуры и объемно-пространственного решения микрорайона (квартала) в целом дополнительно разрабатываются схема генерального плана застройки, схема социального и культурно-бытового обслуживания населения, схема организации рельефа, схема организации движения транспорта и пешеходов и схема микрорайонных инженерных сетей, а также определяются основные технико-экономические показатели и выполняются демонстрационные материалы застройки на весь микрорайон (квартал).
7. На плане благоустройства и озеленения показываются проектируемые и сохраняемые проезды, проходы, площадки всех видов, зеленые насаждения с указанием их ассортимента, приводится перечень малых архитектурных форм и оборудования площадок.
На чертеже также показываются в масштабе 1:20 конструктивные разрезы (сечения) проездов, дорог и площадок.
8. На схеме организации рельефа показываются отметки полов первых этажей зданий и сооружений, проектные и натурные отметки земли по их углам, проектные горизонтали, уклоны по осям проездов, проектные и натурные отметки на пересечениях осей проездов и пешеходных дорог в местах перелома их продольного профиля, проектные отметки верха решеток дождеприемных колодцев.
При большой насыщенности информации на схеме организации рельефа выполняется отдельная схема инженерной подготовки территории.
9. На плане земляных масс показываются границы проектируемой территории, контуры основных зданий и сооружений, строительная координатная сетка или базисная линия, квадраты с проектными, натурными и рабочими отметками по их углам и объемами грунта в пределах каждого квадрата. На плане приводится баланс земляных масс в табличной форме.
10. На схемах инженерной инфраструктуры показываются сети и сооружения водоснабжения, канализации, ливневой канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, наружного освещения, телефонизации, радиофикации и телевидения с их основными параметрами, дренажная сеть, а также места подключения коммуникаций к внеплощадочным сетям и сооружениям.
В проекте выполняется сводный план подземных инженерных сетей.
11. Определение стоимости реализации проекта выполняется в соответствии с требованиями инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений
12. В пояснительной записке к проекту застройки приводятся обоснования архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решений застройки, очередности строительства, типов и видов жилых и общественных зданий и их конструктивных решений, системы инженерного обустройства и озеленения территории, размещения зданий и помещений учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения, приводятся технико-экономические показатели проекта застройки. В пояснительной записке даются также предложения по диспетчеризации инженерных систем, санитарной и технической эксплуатации жилых и общественных зданий, других элементов застройки и внешнего благоустройства территории.
13. Проект застройки представляется на утверждение в составе графических материалов, указанных в п. 5 настоящего раздела, сводного расчета стоимости строительства и пояснительной записки.
14. В случае разработки проектов застройки для территорий сложных в градостроительном и экологическом отношении, применения в застройке большого количества зданий по индивидуальным проектам или уникальных объектов, а также при отсутствии соответствующей градостроительной документации в качестве самостоятельной стадии проекта застройки по заданию заказчика может разрабатываться эскизный проект застройки, в котором на основе вариантных проработок определяется основная архитектурно-планировочная и объемно-пространственная концепция застройки микрорайона, квартала, площади, магистралей, других элементов планировочной структуры поселений. В составе эскизного проекта застройки выполняются:
- эскиз генерального плана с предложениями по организации рельефа;
- демонстрационные материалы и макеты;
- ориентировочные расчеты стоимости строительства.
15. При разработке проектов застройки на территориях реконструируемых микрорайонов, кварталов, других элементов планировочной структуры поселений в составе проекта дополнительно выполняются разделы по характеристике современного состояния застройки и экологического состояния территории, а также разрабатываются предложения по сохранению исторического наследия, проведению ремонтно-реконструктивных работ и др.
16. В составе проекта застройки в соответствии с заданием на разработку проекта выполняются демонстрационные материалы, характеризующие архитектурно-планировочные и объемно-пространственные решения застройки, благоустройство территории (архитектурные развертки застройки по магистралям и набережным, чертежи фрагментов отдельных композиционных решений застройки и цветовое решение фасадов и т.п.).
Макет застройки выполняется в масштабе основного чертежа - генерального плана застройки.
17. Обязательные положения проектов застройки включают:
- линии регулирования застройки;
- расположение зданий, строений и сооружений;
- этажность и тип зданий;
- архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение застройки;
- системы инженерного оборудования и благоустройства и условия присоединения указанных систем к сооружениям и коммуникациям систем инженерного оборудования, находящихся за пределами земельных участков, кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры поселений;
- организацию рельефа с планом земельных работ;
- организацию движения транспортных средств и пешеходов;
- территории общего пользования;
- меры по обеспечению требований охраны памятников истории и культуры;
- мероприятия по защите окружающей среды;
- меры по защите от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятия по гражданской обороне;
- меры по обеспечению потребностей инвалидов и маломобильных групп населения;
- границы земельных участков и предложения по установлению публичных сервитутов (при разработке проектов межевания в составе проектов застройки);
- сводный расчет стоимости строительства;
- иные положения, устанавливаемые заданием на разработку проекта застройки.
18. Утвержденный проект застройки является основой для осуществления застройки территорий поселений, разработки проектной документации отдельных зданий и сооружений; выноса в натуру (на местность) линий регулирования застройки и границ земельных участков, а также установления публичных сервитутов (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов застройки), выдачи кадастровых карт (планов) земельного участка, формирования объектов недвижимости (разработка инвестиционно-строительных паспортов объектов недвижимости).
4. Согласование, экспертиза и утверждение градостроительной документации
4.1 Общие требования к экспертизе, согласованию и утверждению градостроительной документации
1. Основные положения градостроительной документации до ее утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (специально уполномоченными государственными органами в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, охраны памятников истории и культуры, государственного горного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, транспорта и другими заинтересованными государственными органами) и органами местного самоуправления.
Перечень указанных выше органов государственной власти уточняется в задании на разработку соответствующего вида градостроительной документации в соответствии с настоящей Инструкцией, законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, которым направлен на согласование проект градостроительной документации, должны в сроки, установленные актами указанных органов и организаций, согласовать их или представить заказчику обоснованные замечания. В случае непредставления заключения в указанный срок градостроительная документация считается согласованной.
Разногласия по вопросам согласования градостроительной документации решаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации, а также путем согласительных процедур.
3. Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими порядок проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации.
4. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется федеральными и территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.10
На федеральном уровне осуществляется государственная экспертиза градостроительной документации уровня Российской Федерации, включая градостроительную документацию для объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, другой градостроительной документации, разрабатываемой за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения в части соблюдения градостроительных требований.
5. С учетом заключений органов специализированной экспертизы, включая заключение экологической экспертизы, органов ведомственной экспертизы, заинтересованных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также результатов общественного обсуждения органы государственной экспертизы подготавливают сводное заключение в установленные сроки.
Сводное заключение, утвержденное в порядке, установленном органом, осуществляющим государственную экспертизу, направляется заказчику.11
6. Положительное сводное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации является основанием для утверждения градостроительной документации и проектной документации.10
4.2 Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений
4.2.1 Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации
1. Порядок разработки и согласования Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основные положения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации и подлежат опубликованию.4
2. В соответствии с п. 8 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" государственная экспертиза Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, подлежащей утверждению Правительством Российской Федерации, проводится Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.11
4.2.2 Консолидированные схемы градостроительного планирования
1. Порядок согласования консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования устанавливается Правительством Российской Федерации.5
2. Порядок проведения согласования и экспертизы консолидированных схем уточняется заданием на их разработку.
3. Проект основных положений консолидированной схемы до внесения в Правительство Российской Федерации проходит государственную экологическую экспертизу и государственную экспертизу, осуществляемую Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
4. В соответствии с основными требованиями к разработке и согласованию консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 941 "О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования":
проект основных положений консолидированной схемы государственный заказчик направляет на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, которые в месячный срок после получения материалов направляют свои заключения государственному заказчику;
проект основных положений консолидированной схемы перед утверждением Правительством Российской Федерации рассматривается Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;
основные положения консолидированных схем утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.6
4.2.3 Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации
1. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
2. Органы архитектуры и градостроительства по поручению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением разработчика градостроительной документации обеспечивают организацию работ по проведению согласования и экспертизы территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий.
3. Государственная экспертиза территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей их территорий и подготовка сводного заключения по результатам проведения государственной экспертизы осуществляется организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы, иных заинтересованных организаций.
4.2.4 Генеральные планы, территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов
1. Генеральные планы города и его пригородной зоны, городских и сельских поселений, территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов до их утверждения согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
2. Обеспечение организации работ по согласованию и экспертизе генеральных планов поселений (за исключением городов федерального значения), территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства по поручению органов местного самоуправления; генеральных планов города и его пригородной зоны - органы архитектуры и градостроительства соответствующих субъектов Российской Федерации по поручению органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации; генеральных планов федеральных городов Москвы и Санкт-Петербурга - соответствующие органы архитектуры и градостроительства городов Москвы и Санкт-Петербурга по поручению органов государственной власти этих городов с привлечением организаций - разработчиков градостроительной документации.
3. Государственная экспертиза генеральных планов, территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов осуществляется соответственно федеральными и территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.
4. Государственная экспертиза генеральных планов поселений, являющихся объектами градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения: федеральных городов; городов - административных центров субъектов Российской Федерации; городов, отнесенных к историческим поселениям федерального значения; городов - курортов федерального значения; городов - научных центров; поселений с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, города (поселки) при атомных электростанциях, атомных тепловых электростанциях, поселения в государственных природных заповедниках, национальных и природных парках); поселений, расположенных в регионах с особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичностью, на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в районах залегания полезных ископаемых; а также генеральных планов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и подготовка сводного заключения по результатам проведения государственной экспертизы осуществляется Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
5. Государственная экспертиза генеральных планов поселений, города и его пригородной зоны (за исключением указанных в пункте 4 настоящего раздела Инструкции), а также территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов и подготовка сводного заключения по результатам проведения государственной экспертизы осуществляется территориальными организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.
6. Генеральные планы городов и других поселений, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений.
7. Генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Генеральный план города Москвы утверждается после его согласования с Правительством Российской Федерации в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации.
8. Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.12
9. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов утверждаются органами местного самоуправления соответствующих районов и сельских округов по согласованию с органами местного самоуправления поселений, находящихся в пределах районов и сельских округов.
4.2.5 Проекты черты городских и сельских поселений
1. Государственная экспертиза проектов черты городских и сельских поселений, за исключением проектов черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и подготовка сводного заключения по результатам проведения государственной экспертизы осуществляются организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.
Обеспечение организации работ по согласованию и экспертизе проектов черты поселений, за исключением проектов черты городов Москвы и Санкт-Петербурга, по поручению органов местного самоуправления осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства с привлечением разработчика градостроительной документации.
2. Государственная экспертиза проектов черты городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.
Обеспечение организации работ по согласованию и экспертизе проектов черты городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют по поручению органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие органы архитектуры и градостроительства с привлечением разработчика градостроительной документации.
3. Проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.7
4. Проекты черты городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.